АНО «Центр поддержки туристических, краеведческих
и природоохранных проектов «Земля под радугой»

///«Бросок к истоку Свири»

«Бросок к истоку Свири»

Бросок к истоку Свири. Поехали посмотреть памятники деревянного зодчества крайнего северо-востока Ленинградской области. Посреди довольно теплого и солнечного нынешнего лета на поездку нам выпал серенький денек с периодически накрапывающим дождиком. В плане были погосты в Шелейках и Гимреке. Экзотика началась уже в Вознесенье, где надо было переправиться через Свирь. В этом поселке, у истока Свири, действует единственная в Ленинградской области речная паромная переправа. Подъезжали с некоторым волнением: все-таки предстояло загонять машину, на наверняка, не очень просторную палубу, возможно, ждать в очереди и пр. В реальности все оказалось довольно просто. Расписание в интернете обещает отправление парома примерно каждый час. По факту паром снует между берегами практически непрерывно. Подождали минут десять на берегу в очереди автомобилей. За это время паром пришел с северного берега (Пролетарской стороны), пришвартовался. С опущенной рампы сошло человек 20 пешеходов (для них паром бесплатный) и съехало несколько автомобилей. По команде матроса заезжаем на паром и встаем в указанном месте. Довольно быстро грузятся и другие автомобили. Палуба заполнена под завязку, и кому-то даже пришлось остаться ожидать следующего рейса. Пока переправлялись, между машинами прошла женщина кассир. Провоз легковушки стоит 170 руб. Платить надо наличными, но можно и безналом на номер телефона. Вся переправа занимает минут десять. Не успел оглядеться, уже пора съезжать на берег.
Вечером, при возвращении опять переправа на пароме. На одной стороне автомобили провожал дружелюбный пес, а на другой на обочину вышла пара кряковых уток. На палубе кроме нашей машины был еще только один автомобиль. Просторно.

Церковь Дмитрия Мироточивого в Шелейках. Храм, построенный в 1783 году, относится к типу многоглавых обонежских церквей, творческой вершиной которого считается двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах. Церковь и колокольня недавно отреставрированы и выглядят весьма «смотрибельно». Вообще, насколько знаю, у спецов, реставраторов и искусствоведов вечно ломаются копья по поводу: что есть научная реставрация, а что есть новодел. Мне кажется, что в отношении деревянного зодчества этот спор не имеет большого смысла. Замена элементов конструкций, кровли, сгнивших венцов в стенах – это норма жизни деревянного здания, технология его существования. И при каждом ремонте здание меняет свой облик под влиянием веяний времени, вкусов заказчика, представлений артели плотников и наличествующих материалов. Что есть «подлинное», а что «поздние искажения» совершенно непонятно. До того как деревянные храмы Русского Севера привлекли внимание научной общественности (начало ХХ века) и стали памятниками архитектуры, они были обычными сельскими храмами. И купола кижских шедевров были покрыты кровельным железом, стены обшиты досками и покрашены масляной краской в «стандартные цвета». Не миновала эта учесть и храм в Шелейках. И обшивка стен была, и кровельное железо на куполах. При реставрации в 80-х годах ХХ века все это ободрали, а еще разобрали галерею между церковью и колокольней и по старым врубкам восстановили «историческое крыльцо». А при недавней реставрации и переход восстановили, и крыльцо другое. И тоже смотрится красиво и гармонично.

Гиморецкий погост. Считается, что Рождественская церковь в Гимреке построена в 1659-95 гг. В ансамбль входит также отдельно стоящая колокольня и рубленые ворота с арочным проходом. Церковь и колокольня относятся к типичным образцам шатровых прионежских храмов. В настоящее время ансамбль находится в процессе реставрации и стоит в лесах. Реставрация, похоже, идет ни шатко, ни валко. На площадке никого не видно, даже сторожа. Впрочем, сегодня воскресенье. За ремонт храма взялись вовремя. Предыдущая реставрация проводилась в 1974-76 гг. и можно видеть, сколь разрушителен наш климат для деревянных зданий.

Основные цели поездки были достигнуты. На обратном пути, в качестве бонуса решили заехать посмотреть «Вепсский замок», фортификационное сооружение, возведенное финнами в Вознесенье в период оккупации. Неожиданно этот бонус произвел на нас самое сильное впечатление.
Свирь изливается из Онеги через скальную гряду. Один из утесов этой гряды, возвышающийся на северном берегу реки, финны решили превратить в форт, который должен был контролировать исток Свири. Аналогия с «Орешком», запирающим исток Невы, очевидная. Только вместо стен и башен здесь гранитный утес, оборудованный в соответствии с фортификационными принципами середины ХХ века. В скале в нескольких местах пробиты тоннели, дополненные железобетоном и броневыми колпаками, а у подножья холма оборудованы артиллерийские позиции. Река Свирь, в случае поражения СССР, планировалась как новая граница Финляндии, и обустраивали финны этот рубеж капитально.
К сожалению, дело уже было к вечеру, и осмотреть все сооружения мы не успели. К тому же они здорово вписаны в скалу и, не имея схемы, найти их представляет определенную проблему. Сюда надо приезжать для специального осмотра.
Первая мировая война здорово подточила христианские устои европейской цивилизации и определила «моду на язычество». Из исторической памяти народов всплыло такое понятие как животные-тотемы. Особенно этим «грешили» немцы. У них появились танки «Тигр» и «Пантера», самоходные пушки «Шмель» и «Элефант». Гитлер сою ставку назвал «Волчье логово».
Финны тоже решили не отставать. У «вепсского замка» тоже есть второе звериное название - «Глаз росомахи». Наверное, правильно все же «Око росомахи». Глаз это всего лишь орган. А око - оно всевидящее. Почему финны выбрали росомаху? Ну, очевидно, медведь уже занят. Известно кем. А росомаха зверь хоть и небольшой, но сильный. Эвенки ее и называют «маленький медведь».

Ну, и, находясь у самых берегов Онежского озера, не могли уехать не умывшись онежской водой. И, прихватив сувенирные камушки. Камушки получились соответствующие масштабу озера

Устье Свири. Последний раз я бродил здесь 6 лет назад. С тех пор кое что поменялось в лучшую сторону. А что то и в худшую.
Стартуем из Свирицы. Это поселение еще называют Ладожской Венецией. За то ,что традиционным видом хозяйственного транспорта здесь были лодки, а не лошади. Нверное по этому уроженцев этого поселения обычно призывали на воинскую службу во флот. Возникла Свирица благодаря строительству Новоладожского канала. До революции Новоладожский канал именовался канал имени Александра II, а участок от Свири до Сяси – канал имени Александра III. Ладога –озеро молодое .Берега не сформированы и уровень озера из года в год «гуляет». Поэтому прибрежные участки - зачастую низкие , периодически затапливаемые пляжи. Сюда и вывели трассы каналов , старого и нового. Здесь происходила перегрузка грузов , барки «ставили на лошадиную тягу» и их принимали коноводы. Естественно необходимо было поселение и оно возникло. Фактически посреди болота на насыпях грунта вынутого из русла канала. Поэтому здесь очень тесненько. Канал стал улицей, вторая улица – «бечевник» по которому шли лошади. Канал же продолжает оставаться единственным источником воды. Пока Ладога была чистой – это наверное было терпимо, но сейчас люди вынуждены привозить питьевую воду издалека или кипятить и фильтровать ее по несколько раз. Канал давно потерял свое хозяйственное значение и казалось бы такое неудобное для жизни место должно было захиреть. Но этого не происходит. Свирица приглянулось любителям рыбалки и водных путешествий, среди которых много людей с деньгами. Теперь тут все крутится вокруг выхода в Ладогу и рыбалки. Дачи, рыболовные базы, стоянки маломерных судов и автомобилей рыбаков. Оставив автомобиль на берегу мы спустились на лед канала.